"Весёлая школа"




                                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России  от 09.03.2004 г. №1312); Федерального компонента государственных образовательных стандартов по предметам БУПа 2004 года (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089), примерных программ начального общего образования (письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г.) и авторской программы Кузина В.С. Курс рассчитан на 33 часа (1 час в неделю).

Для реализации программного содержания используются:

- Кузин В. С., Кубышкина Э. И.  Изобразительное искусство. 1 класс: учебник – М.:  Дрофа, 2009;

-  Кузин В. С., Кубышкина Э. И.  Изобразительное искусство. 1 класс: рабочая тетрадь – М.:  Дрофа, 2009;

-  Кузин В. С.  Изобразительное искусство. 1 класс:  книга для учителя – М.:  Дрофа, 2009;

В рабочей программе  нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.

Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Виды занятий:

ü    Рисование с натуры (рисунок, живопись) – 9 ч.

ü    Рисование на темы – 8 ч.

ü    Декоративная работа – 8 ч.

ü    Лепка – 3 ч.

ü    Аппликация – 2 ч.

ü    Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас – 3 ч.

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Тема

Кол-во

часов

В том числе

Практ.

Контр.

1

В мире волшебных красок

8

8

 

2

Мы готовимся к празднику

8

8

 

3

Красота вокруг нас

10

10

 

4

Встреча с Весной-Красной

7

7

 

Итого

33

33

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Тема 1: «В мире волшебных красок» – 8 ч

Обобщённые требования к ЗУН по теме

Обучающиеся  должны знать/ понимать:

  •  правила работы с акварельными, гуашевыми красками
  • названия главных и составных цветов
  • технику передачи в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов
  • правила работы с пластилином
  • приём выполнения узора на предметах декоративно-прикладного искусства

уметь:

  • работать кистью
  • выполнять декоративные цепочки
  • рисовать узоры и декоративные элементы по образцам
  • рисовать по памяти и представлению
  • передавать силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю окраску листьев
  • лепить листья по памяти и представлению
  • выполнять кистью простейшие элементы растительного узора

 Использовать приобретенные знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

  • самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

 

Тема 2: «Мы готовимся к празднику» – 8 ч

Обобщённые требования к ЗУН по теме

Обучающиеся  должны знать/ понимать:

  •  правила работы с акварельными, гуашевыми красками, цветной бумагой
  • правила и технику выполнения орнамента
  • технику передачи в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов
  • правила работы с пластилином

уметь:

  • уметь рисовать овощи и фрукты по памяти и представлению
  • выделять элементы узора в народной вышивке
  • составлять узор из кругов и треугольников, последовательно наклеивать элементы композиции
  • передавать в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов
  • лепить фрукты по памяти и представлению

 Использовать приобретенные знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

  • самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

 

 

Тема 3: «Красота вокруг нас» – 10 часов

Обобщённые требования к ЗУН по теме

Обучающиеся  должны знать/ понимать:

  •  понятие «иллюстрация»
  • элементы цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца
  • о линии и пятне как художественно-выразительных средствах живописи
  • элементы узора Хохломы

уметь:

  •  выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранный сюжет, выразить в иллюстрации своё отношение к сказке, её героям
  • выполнять городецкий узор различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка
  • изображать внешнее строение деревьев, красиво располагать деревья на листе бумаги
  • применять основные средства художественной выразительности (линию, пятно) в живописи
  • выполнять хохломской узор, используя линии, мазки, точки как приёмы рисования кистью декоративных элементов
  • самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке

 Использовать приобретенные знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

  • самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

 

Тема 4: «Встреча с Весной–Красной» – 7 часов

Обобщённые требования к ЗУН по теме

Обучающиеся  должны знать/ понимать:

  •  творчество А. Саврасова
  • особенности работы с пластилином, правила лепки
  • элементы геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку
  • правила работы с гуашью, правила смешивания цветов
  • приёмы работы, технику выполнения аппликации

уметь:

  • передавать свои наблюдения и переживания в рисунке, рисовать на основе наблюдений или по представлению
  • лепить птиц по памяти и представлению
  • выделять характерные особенности росписи дымковской игрушки, рисовать кистью элементы узора
  • рисовать с натуры разнообразные цветы
  • составлять композицию аппликации, последовательно её выполнять

 Использовать приобретенные знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

  • самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
  • овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

Учащиеся по курсу «Изобразительное искусство» к концу первого года обучения должны знать /понимать:

ü  названия семи цветов спектра (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);

ü  элементарные правила смешения основных цветов (красный и синий дают в смеси фиолетовый, синий и жёлтый – зелёный и т.д)

ü  о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.).

Уметь:

ü  правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;

ü  свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

ü  передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;

ü  правильно работать акварельными красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);

ü  выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);

ü  применять приёмы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома);

ü  рассказать, устно описать изображённые на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т. д.); выразить своё отношение;

ü  пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);

ü  выполнять простейшие композиции – аппликации.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ü  самостоятельной творческой деятельности;

ü  обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

ü  оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

ü  овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

 

РАЗВЕРНУТЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.

 

п/п

Наиме

нование раздела

Тема урока

Кол-во ча-сов

Тип урока

Характеристика деятельности

учащихся

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид конт

роля

Дата

Примеча

ние

1

РИСО

ВАНИЕ С НАТУ

РЫ

Чем и как работают художники.

«Волшебные краски»

1

Введение новых знаний

Выбирать и использовать   различные художест венные материалы для передачи собст венного художествен ного замысла

Знать правила работы с акварельными красками.

Уметь работать кистью и акварельными красками

.Иметь представление о роли изо в жизни людей

Фронтальная беседа

 

 

2

 

АППЛИКАЦИЯ

«Цветовой круг»

1

Введение новых знаний

Выбирать и использовать   различные художест венные материалы для передачи собст венного художествен ного замысла

Знать правила работы с бума гой; технику выполнения ап пликации ( наклеивание на кар тон и цветную бумагу разли чных элементов изображения

Уметь выполнять аппликацию из фигур, простых по форме .

Текущий. Ответы

на вопросы

 

 

3

ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА

«Красивые цепочки»

1

Введение новых знаний

Передавать    характерные черты      внешнего  облика, украшений, отража­ющих отношение человека к искусству

Знать правила работы с гуашевыми красками; название главных и составных цветов.

Уметь выполнять декоративные цепочки; рисовать узоры и декоративные элементы по образцам

Текущий. С/р по образцу

 

 

 

4

РИСО

ВАНИЕ С НАТУ

РЫ

Волшебные краски осеннего дерева.

И. Левитан «Золотая осень»

1

Урок- экскурсия

Передавать    характерные черты      внешнего     облика природы , отража­ющих отношение человека к природе

Знать технику передачи в рисунках формы, очер тания и цвета изобра жаемых предметов.

Уметь рисовать по памя ти и представлению; пе редавать силуэтное изоб ражение дерева с толсты ми и тонкими ветками, осеннюю окраску листьев

Текущий. Ответы

на воп-росы

 

 

5

ЛЕПКА

Беседа «Жанры изобразительного искусства и архитектуры».

«Листья деревьев»

1

Введение новых знаний

Понимать ценность искус­ства в сотворении гармонии между человеком и окружаю­щим миром.

Овладевать приёмами ра­боты различными графичес­кими материалами.

 

Знать правила работы с пластилином.

Уметь лепить листья деревьев по памяти и представлению

Текущий. Ответы

на воп-росы

 

 

6

Лепка «Овощи и фрукты»

1

Комбини-рованный

Знать правила работы с пластилином.

Уметь лепить фрукты и овощи по памяти и представлению

Текущий.

С/р

 

 

7

ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА

Беседа «Русское народное декоративно- прикладное искусство»

Декоративная работа «Волшебные листья и ягоды»

1

Урок- сказка

Выбирать характер линий для создания ярких эмоцио­нальных образов в рисунке.

Знать прием выполнения узора на предметах декоративно- прикладного искусства.

Уметь выполнять кистью простейшие элементы растительного узора.

Иметь элементарные представления о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре

Текущий. С/р по образцу

 

 

 

 

 

8

ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА

Хохломская роспись.

«Волшебный узор»

1

Комбини-рованный

Осознавать, что архитекту­ра и декоративно-приклад­ное искусство во все време­на украшали повседневную жизнь человека.

Знать элементы узора Хохломы; элементарные правила смешивания цветов.

Уметь выполнять узор в полосе, используя линии, мазки, точки как приёмы рисования кистью.

Иметь элементарное представление о красоте народной росписи

Текущий. С/р

 

 

9

РИСОВАНИЕ

НА ТЕМУ

Беседа о красоте осенней природы «Сказка про осень»

1

Комбини-рованный

Наблюдать природу и при­родные явления, различать их характер и эмоциональные состояния.

 

Знать правила работы с акварелью.

Уметь передавать в ри сунке простейшую фор му, общее пространствен ное положение, основной цвет предмета; самостоя тельно компоновать сю жетный рисунок, после довательно вести линей ный рисунок на тему

Текущий. С/р

 

 

10

ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА

Орнамент.

«Чудо- платье»

 1

 

Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (живопись, ри­сунок, орнамент) и в прост­ранстве (скульптура, художе­ственное конструирование).

Знать правила и технику выполнения орнамента. Уметь выделять элемен ты узора в народной вы шивке. Иметь элемен тарные представления о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении одежды

Текущий. С/р по образцу

 

 

 

 

11

 

АППЛИКАЦИЯ

Узор из кругов и треугольников

1

Комбини-рованный

Наблюдать природу и при­родные явления, различать их характер и эмоциональные состояния.

ТБ при работе с ножни цами.

Уметь составлять узор из кругов и треугольни ков; последовательно

наклеивать элементы композиции.

Текущий. С/р по образцу

 

 

12

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Праздничный флажок

1

Комбини-рованный

Выбирать и использовать

различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла

Знать правила работы с акварелью; технику рисо вания с натуры простых объектов, расположен ных фронтально

Уметь рисовать снатуры объекты прямоугольной формы с предваритель ным анализом пропор ций, цветовой окраски

Текущий. С/р

 

 

13

                 ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА

Дамковская игрушка. «Праздничные краски узоров»

1

 

Комбини-рованный

 

Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (живопись, ри­сунок, орнамент) и в прост­ранстве (скульптура, художе­ственное конструирование).

Знать элементы геомет рического узора, украша ющего дымковскую игру

Уметь выделять характе рные особенности роспи си дымковской игрушки, рисовать кистью элемен ты узора дымковской игрушки

 

Текущий. С/р по образцу

 

 

 

14

 

РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ

«Новогодняя ёлка»

1

Комбини-рованный

Наблюдать, сравнивать,  сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов.

Знать элементарные пра вила работы с акварелью и гуашью.

Уметь передавать в ри сунке смысловые связи  между предметами; рисо вать с натуры; выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков

Текущий. С/р по образцу

 

 

15

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Рисование с натуры игрушек на ёлку: бусы, шары

1

Комбини-рованный

Наблюдать, сравнивать,  сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов.

Изображать предметы раз­личной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов в ри­сунке и живописи.

Наблюдать, сравнивать,  сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов

Уметь передавать в рису нке формы, очертания и цвета изображаемых пред метов; изображать фор

му, общее пространствен ное расположение, , цвет

Текущий. С/р

 

 

16

Рисование с натуры игрушек на ёлку: рыбки

1

Комбини-рованный

Знать элементарные пра

вила работы с гуашью.

Уметь изображать фор

му, общее пространствен

ное расположение, пропорции, цвет

Текущий. С/р по образцу

 

 

17

Рисование с натуры ветки ели или сосны.

«Красота лесной природы»

1

Комбини-рованный

Знать холодные и теплые цвета; элементарные правила смешивания цветов.

Уметь рисовать ветку хвойного дерева, точно передавая её характерные особенности: форму, величину, расположение игл

Текущий

 

 

 

18

 

ЛЕПКА

Лепка животных по памяти и представлению

1

Комбини-рованный

Использовать декоратив­ные элементы, простые узоры для украшения реальных и фантастических образов

Знать технику работы  с пластилином.

Уметь лепить животных по памяти и представлению

Текущий. С/р

 

 

19

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Беседа «Сказоч ные сюжеты в изо и литературе». Иллюстрирование русской народной сказки «Колобок»

1

Комбини-рованный

Изображать предметы раз­личной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов в ри­сунке и живописи.

Знать понятие «иллюстрация».

Уметь выполнять иллюс трации к народным сказ кам на самостоятельно выбранный сюжет; выраз ить в ней свое отношение к сказке, её героям

Текущий. С/р по образцу

 

 

20

 

ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА

Городецкая роспись.

Рисование кистью элементов городецкого растительного узора.

«Летняя сказка зимой»

1

Комбини-рованный

Использовать стилизацию форм для создания орнамента.

Знать элементы цветоч ого узора, украшающего изделия мастеров из Городца.

Уметь выполнять городе цкий узор различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка.

Текущий. С/р по образцу

 

 

21

РИСОВАНИЕ

С  НАТУРЫ

Беседа о красоте зимней природы.

Мы рисуем зимние деревья

 

 

Изображать предметы раз­личной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов в ри­сунке и живописи

Знать о линии и пятне как художественно- выра зительных средствах

Уметь изображать внеш нее строение деревьев, красиво располагать деревья на листе бумаги

Текущий. С/р

 

 

22

РИСОВАНИЕ

 НА ТЕМУ

Рисование на тему «Красавица зима»

1

Комбини-рованный

Различать основные и со­ставные, тёплые и холодные цвета.

Овладевать на практике основами   цветоведения.

Уметь применять основные средства художественной выразительности (линию, пятно) в живописи

Текущий. Творчес-кая работа

 

 

23

 

ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА

Гжель. Рисование декоративных элементов росписи.

«Синие узоры на белоснежном поле»

1

Комбини-рованный

Овладевать на практике основами    цветоведения.

Выбирать характер линий для создания ярких эмоцио­нальных образов в рисунке.

Знать правила работы с гуашью; элементы растительного узора гжельской керамики; особенности и характерные элементы гжельской росписи.

Уметь рисовать кистью декоративные элементы росписи современной гжельской керамики; рисовать узоры и декоративные элементы по образцам

Текущий. С/р по образцу

 

 

24

Составление эскиза узора из декоративных цветов, листьев для украшения тарелочки.

«Синее чудо»

1

Комбини-рованный

Текущий. С/р

 

 

25

РИСОВАНИЕ

 НА ТЕМУ

Беседа «Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве и литературе». Иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь»

 

 

Выбирать и использовать

различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла

Уметь самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников- иллюстраторов

Текущий. С/р

 

 

 

26

БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБ-РАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Беседа «Двенадцать месяцев» в творчестве художника- пейзажиста Бориса Щербакова»

1

Комбини-рованный

Овладевать основами язы­ка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, худо­жественного конструирования.

Знать о творчестве Б. Щербакова.

Уметь выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе

Текущий. Ответы на вопросы

 

 

27

 

ЛЕПКА

Лепка птиц по памяти и представлению

1

Комбини-рованный

Понимать ценность искус­ства в сотворении гармонии между человеком и окружаю­щим миром.

Знать особенности работы с пластилином, правила лепки.

Уметь лепить птиц по памяти и представлению

Текущий. С/р

 

 

28-29

РИСОВАНИЕ

 НА ТЕМУ

Беседа о красоте весенней природы. Рисование на тему «Весенний день»

1

Комбини-рованный

Понимать ценность искус­ства в сотворении гармонии между человеком и окружаю­щим миром.

Знать творчество А. Саврасова.

уметь передавать свои наблюдения и переживания в… Продолжение »



Яндекс цитирования