ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312); Федерального компонента государственных образовательных стандартов по предметам БУПа 2004 года (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089), примерных программ начального общего образования (письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г.) и авторской программы Кузина В.С. Курс рассчитан на 33 часа (1 час в неделю).
Для реализации программного содержания используются:
- Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 1 класс: учебник – М.: Дрофа, 2009;
- Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 1 класс: рабочая тетрадь – М.: Дрофа, 2009;
- Кузин В. С. Изобразительное искусство. 1 класс: книга для учителя – М.: Дрофа, 2009;
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.
Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Виды занятий:
ü Рисование с натуры (рисунок, живопись) – 9 ч.
ü Рисование на темы – 8 ч.
ü Декоративная работа – 8 ч.
ü Лепка – 3 ч.
ü Аппликация – 2 ч.
ü Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас – 3 ч.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Кол-во часов | В том числе | |
Практ. | Контр. | |||
1 | В мире волшебных красок | 8 | 8 |
|
2 | Мы готовимся к празднику | 8 | 8 |
|
3 | Красота вокруг нас | 10 | 10 |
|
4 | Встреча с Весной-Красной | 7 | 7 |
|
Итого | 33 | 33 |
|
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1: «В мире волшебных красок» – 8 ч
Обобщённые требования к ЗУН по теме
Обучающиеся должны знать/ понимать:
- правила работы с акварельными, гуашевыми красками
- названия главных и составных цветов
- технику передачи в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов
- правила работы с пластилином
- приём выполнения узора на предметах декоративно-прикладного искусства
уметь:
- работать кистью
- выполнять декоративные цепочки
- рисовать узоры и декоративные элементы по образцам
- рисовать по памяти и представлению
- передавать силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю окраску листьев
- лепить листья по памяти и представлению
- выполнять кистью простейшие элементы растительного узора
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Тема 2: «Мы готовимся к празднику» – 8 ч
Обобщённые требования к ЗУН по теме
Обучающиеся должны знать/ понимать:
- правила работы с акварельными, гуашевыми красками, цветной бумагой
- правила и технику выполнения орнамента
- технику передачи в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов
- правила работы с пластилином
уметь:
- уметь рисовать овощи и фрукты по памяти и представлению
- выделять элементы узора в народной вышивке
- составлять узор из кругов и треугольников, последовательно наклеивать элементы композиции
- передавать в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов
- лепить фрукты по памяти и представлению
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Тема 3: «Красота вокруг нас» – 10 часов
Обобщённые требования к ЗУН по теме
Обучающиеся должны знать/ понимать:
- понятие «иллюстрация»
- элементы цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца
- о линии и пятне как художественно-выразительных средствах живописи
- элементы узора Хохломы
уметь:
- выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранный сюжет, выразить в иллюстрации своё отношение к сказке, её героям
- выполнять городецкий узор различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка
- изображать внешнее строение деревьев, красиво располагать деревья на листе бумаги
- применять основные средства художественной выразительности (линию, пятно) в живописи
- выполнять хохломской узор, используя линии, мазки, точки как приёмы рисования кистью декоративных элементов
- самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Тема 4: «Встреча с Весной–Красной» – 7 часов
Обобщённые требования к ЗУН по теме
Обучающиеся должны знать/ понимать:
- творчество А. Саврасова
- особенности работы с пластилином, правила лепки
- элементы геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку
- правила работы с гуашью, правила смешивания цветов
- приёмы работы, технику выполнения аппликации
уметь:
- передавать свои наблюдения и переживания в рисунке, рисовать на основе наблюдений или по представлению
- лепить птиц по памяти и представлению
- выделять характерные особенности росписи дымковской игрушки, рисовать кистью элементы узора
- рисовать с натуры разнообразные цветы
- составлять композицию аппликации, последовательно её выполнять
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
Учащиеся по курсу «Изобразительное искусство» к концу первого года обучения должны знать /понимать:
ü названия семи цветов спектра (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);
ü элементарные правила смешения основных цветов (красный и синий дают в смеси фиолетовый, синий и жёлтый – зелёный и т.д)
ü о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.).
Уметь:
ü правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;
ü свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
ü передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
ü правильно работать акварельными красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
ü выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
ü применять приёмы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома);
ü рассказать, устно описать изображённые на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т. д.); выразить своё отношение;
ü пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
ü выполнять простейшие композиции – аппликации.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ü самостоятельной творческой деятельности;
ü обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
ü оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
ü овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
РАЗВЕРНУТЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.
№ п/п | Наиме нование раздела | Тема урока | Кол-во ча-сов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид конт роля | Дата | Примеча ние |
1 | РИСО ВАНИЕ С НАТУ РЫ | Чем и как работают художники. «Волшебные краски» | 1 | Введение новых знаний | Выбирать и использовать различные художест венные материалы для передачи собст венного художествен ного замысла | Знать правила работы с акварельными красками. Уметь работать кистью и акварельными красками .Иметь представление о роли изо в жизни людей | Фронтальная беседа |
|
|
2 |
АППЛИКАЦИЯ | «Цветовой круг» | 1 | Введение новых знаний | Выбирать и использовать различные художест венные материалы для передачи собст венного художествен ного замысла | Знать правила работы с бума гой; технику выполнения ап пликации ( наклеивание на кар тон и цветную бумагу разли чных элементов изображения Уметь выполнять аппликацию из фигур, простых по форме . | Текущий. Ответы на вопросы |
|
|
3 | ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА | «Красивые цепочки» | 1 | Введение новых знаний | Передавать характерные черты внешнего облика, украшений, отражающих отношение человека к искусству | Знать правила работы с гуашевыми красками; название главных и составных цветов. Уметь выполнять декоративные цепочки; рисовать узоры и декоративные элементы по образцам | Текущий. С/р по образцу |
|
|
4 | РИСО ВАНИЕ С НАТУ РЫ | Волшебные краски осеннего дерева. И. Левитан «Золотая осень» | 1 | Урок- экскурсия | Передавать характерные черты внешнего облика природы , отражающих отношение человека к природе | Знать технику передачи в рисунках формы, очер тания и цвета изобра жаемых предметов. Уметь рисовать по памя ти и представлению; пе редавать силуэтное изоб ражение дерева с толсты ми и тонкими ветками, осеннюю окраску листьев | Текущий. Ответы на воп-росы |
|
|
5 | ЛЕПКА | Беседа «Жанры изобразительного искусства и архитектуры». «Листья деревьев» | 1 | Введение новых знаний | Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром. Овладевать приёмами работы различными графическими материалами.
| Знать правила работы с пластилином. Уметь лепить листья деревьев по памяти и представлению | Текущий. Ответы на воп-росы |
|
|
6 | Лепка «Овощи и фрукты» | 1 | Комбини-рованный | Знать правила работы с пластилином. Уметь лепить фрукты и овощи по памяти и представлению | Текущий. С/р |
|
| ||
7 | ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА | Беседа «Русское народное декоративно- прикладное искусство» Декоративная работа «Волшебные листья и ягоды» | 1 | Урок- сказка | Выбирать характер линий для создания ярких эмоциональных образов в рисунке. | Знать прием выполнения узора на предметах декоративно- прикладного искусства. Уметь выполнять кистью простейшие элементы растительного узора. Иметь элементарные представления о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре | Текущий. С/р по образцу |
|
|
8 | ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА | Хохломская роспись. «Волшебный узор» | 1 | Комбини-рованный | Осознавать, что архитектура и декоративно-прикладное искусство во все времена украшали повседневную жизнь человека. | Знать элементы узора Хохломы; элементарные правила смешивания цветов. Уметь выполнять узор в полосе, используя линии, мазки, точки как приёмы рисования кистью. Иметь элементарное представление о красоте народной росписи | Текущий. С/р |
|
|
9 | РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ | Беседа о красоте осенней природы «Сказка про осень» | 1 | Комбини-рованный | Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональные состояния.
| Знать правила работы с акварелью. Уметь передавать в ри сунке простейшую фор му, общее пространствен ное положение, основной цвет предмета; самостоя тельно компоновать сю жетный рисунок, после довательно вести линей ный рисунок на тему | Текущий. С/р |
|
|
10 | ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА | Орнамент. «Чудо- платье» | 1 |
| Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование). | Знать правила и технику выполнения орнамента. Уметь выделять элемен ты узора в народной вы шивке. Иметь элемен тарные представления о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении одежды | Текущий. С/р по образцу |
|
|
11 |
АППЛИКАЦИЯ | Узор из кругов и треугольников | 1 | Комбини-рованный | Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональные состояния. | ТБ при работе с ножни цами. Уметь составлять узор из кругов и треугольни ков; последовательно наклеивать элементы композиции. | Текущий. С/р по образцу |
|
|
12 | РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ | Праздничный флажок | 1 | Комбини-рованный | Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла | Знать правила работы с акварелью; технику рисо вания с натуры простых объектов, расположен ных фронтально Уметь рисовать снатуры объекты прямоугольной формы с предваритель ным анализом пропор ций, цветовой окраски | Текущий. С/р |
|
|
13 | ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА | Дамковская игрушка. «Праздничные краски узоров» | 1
| Комбини-рованный
| Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование). | Знать элементы геомет рического узора, украша ющего дымковскую игру Уметь выделять характе рные особенности роспи си дымковской игрушки, рисовать кистью элемен ты узора дымковской игрушки
| Текущий. С/р по образцу |
|
|
14 |
РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ | «Новогодняя ёлка» | 1 | Комбини-рованный | Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов. | Знать элементарные пра вила работы с акварелью и гуашью. Уметь передавать в ри сунке смысловые связи между предметами; рисо вать с натуры; выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков | Текущий. С/р по образцу |
|
|
15 | РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ | Рисование с натуры игрушек на ёлку: бусы, шары | 1 | Комбини-рованный | Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов. Изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов в рисунке и живописи. Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов | Уметь передавать в рису нке формы, очертания и цвета изображаемых пред метов; изображать фор му, общее пространствен ное расположение, , цвет | Текущий. С/р |
|
|
16 | Рисование с натуры игрушек на ёлку: рыбки | 1 | Комбини-рованный | Знать элементарные пра вила работы с гуашью. Уметь изображать фор му, общее пространствен ное расположение, пропорции, цвет | Текущий. С/р по образцу |
|
| ||
17 | Рисование с натуры ветки ели или сосны. «Красота лесной природы» | 1 | Комбини-рованный | Знать холодные и теплые цвета; элементарные правила смешивания цветов. Уметь рисовать ветку хвойного дерева, точно передавая её характерные особенности: форму, величину, расположение игл | Текущий |
|
|
18 |
ЛЕПКА | Лепка животных по памяти и представлению | 1 | Комбини-рованный | Использовать декоративные элементы, простые узоры для украшения реальных и фантастических образов | Знать технику работы с пластилином. Уметь лепить животных по памяти и представлению | Текущий. С/р |
|
|
19 | РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ | Беседа «Сказоч ные сюжеты в изо и литературе». Иллюстрирование русской народной сказки «Колобок» | 1 | Комбини-рованный | Изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов в рисунке и живописи. | Знать понятие «иллюстрация». Уметь выполнять иллюс трации к народным сказ кам на самостоятельно выбранный сюжет; выраз ить в ней свое отношение к сказке, её героям | Текущий. С/р по образцу |
|
|
20 |
ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА | Городецкая роспись. Рисование кистью элементов городецкого растительного узора. «Летняя сказка зимой» | 1 | Комбини-рованный | Использовать стилизацию форм для создания орнамента. | Знать элементы цветоч ого узора, украшающего изделия мастеров из Городца. Уметь выполнять городе цкий узор различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка. | Текущий. С/р по образцу |
|
|
21 | РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ | Беседа о красоте зимней природы. Мы рисуем зимние деревья |
|
| Изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов в рисунке и живописи | Знать о линии и пятне как художественно- выра зительных средствах Уметь изображать внеш нее строение деревьев, красиво располагать деревья на листе бумаги | Текущий. С/р |
|
|
22 | РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ | Рисование на тему «Красавица зима» | 1 | Комбини-рованный | Различать основные и составные, тёплые и холодные цвета. Овладевать на практике основами цветоведения. | Уметь применять основные средства художественной выразительности (линию, пятно) в живописи | Текущий. Творчес-кая работа |
|
|
23 |
ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА | Гжель. Рисование декоративных элементов росписи. «Синие узоры на белоснежном поле» | 1 | Комбини-рованный | Овладевать на практике основами цветоведения. Выбирать характер линий для создания ярких эмоциональных образов в рисунке. | Знать правила работы с гуашью; элементы растительного узора гжельской керамики; особенности и характерные элементы гжельской росписи. Уметь рисовать кистью декоративные элементы росписи современной гжельской керамики; рисовать узоры и декоративные элементы по образцам | Текущий. С/р по образцу |
|
|
24 | Составление эскиза узора из декоративных цветов, листьев для украшения тарелочки. «Синее чудо» | 1 | Комбини-рованный | Текущий. С/р |
|
| |||
25 | РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ | Беседа «Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве и литературе». Иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь» |
|
| Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла | Уметь самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников- иллюстраторов | Текущий. С/р |
|
|
26 | БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБ-РАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ | Беседа «Двенадцать месяцев» в творчестве художника- пейзажиста Бориса Щербакова» | 1 | Комбини-рованный | Овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования. | Знать о творчестве Б. Щербакова. Уметь выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе | Текущий. Ответы на вопросы |
|
|
27 |
ЛЕПКА | Лепка птиц по памяти и представлению | 1 | Комбини-рованный | Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром. | Знать особенности работы с пластилином, правила лепки. Уметь лепить птиц по памяти и представлению | Текущий. С/р |
|
|
28-29 | РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ | Беседа о красоте весенней природы. Рисование на тему «Весенний день» | 1 | Комбини-рованный | Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром. | Знать творчество А. Саврасова. уметь передавать свои наблюдения и переживания в… Продолжение » |