"Весёлая школа"




                                                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России  от 09.03.2004 г. №1312); Федерального компонента государственных образовательных стандартов по предметам БУПа 2004 года (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089), примерных программ начального общего образования (письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г.) и авторской программы «Окружающий мир» Федотовой О.Н., Трафимовой Г.В., Трафимова С.А. (образовательная программа «Перспективная начальная школа»). Курс рассчитан на 66 часов (2 часа в неделю). Внутри курса 8 часов отведено на ПУПАВ по РБУП. Программа обеспечивается:

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник. 2007.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Наш мир в вопросах и заданиях: Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник. 2007.

v  Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Давай знакомиться, Мир. Хрестоматия. – М: Академкнига/ Учебник 2007.

v  Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник 2007.

В единый курс «Окружающий мир» интегрированы такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого интегрированного курса состоит в формировании у школьника целостной картины окружающей природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.   Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Это прежде всего:

  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта – опыта сельской жизни, с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;
  • последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений: работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
  • изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;
  • воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
  • охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.

   Программа первых лет обучения построена таким образом, что знания второго года обучения базируются на основе ранее полученных знаний, дополняя и углубляя их.

   В 1-м классе выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой (природа, неживая природа, живая природа, растения, животные и др.). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности. В качестве другой содержательной линии курса выделено ознакомление с изменениями природы, начиная с природы России и заканчивая природой края, где живут учащиеся.

   В связи с тем, что ребенок еще до школы знаком с сезонной цикличностью жизни природы, сезонные изменения являются сквозной линией первых двух лет обучения. Изучение учебного материала по каждому времени года идет по единому плану: неживая природа – растения – животные (насекомые, рыбы, птицы, звери) – труд человека – образцы поведения в природе.

   Приоритетными задачами курса 1-го класса является формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира, систематизация и расширение представлений детей об объектах природы, развитие интереса к познанию. Основной способ познания первого года обучения – наблюдение и проведение опытов, рассчитанных на все органы чувств.

 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Тема

Кол-во часов

1

Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире.

8

2

Живая природа

10

3

Природа и её сезонные изменения

39

4

Наша родина – Россия

9

Итого

66

                                                             СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Тема: «Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире». (8 часов)

                                                                          Обобщенные требования к ЗУН по теме

В результате изучения темы обучающийся должен:

знать/понимать:

- название своего города, название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;

- виды городского транспорта (электричка, автобус, троллейбус);

- правила поведения в городе во время экскурсии;

- что такое природа, природа живая и неживая (на уровне различения объектов);

- название органов чувств и их функции;

уметь:

-соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий;

- проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях;

- различать объекты природы и изделия человека;

-различать объекты живой и неживой природы.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;

- выполнение изученных правил безопасного поведения на улице, в быту;

- написание на конверте своего адреса.

 

2.Тема: «Живая природа» (10 часов)

                                                                  Обобщенные требования к ЗУН по теме

В результате изучения темы обучающийся должен:

знать/понимать:

- что такое природа, природа живая и неживая;

- название органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена);

- основные признаки живого: дыхание, питание,  рост, размножение;

- название и внешние отличительные признаки 8-10 растений;8-10 животных (на уровне рода).

уметь:

- различать объекты живой и неживой природы;

- различать части растений и отображать их в рисунке;

- приводить примеры домашних и диких животных (не менее 5);

приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб,  птиц, зверей) раскрывать особенности их внешнего вида;

- приводить примеры хвойных и лиственных деревьев своего края;

- приводить примеры кустарников и травянистых растений своего края;

- приводить примеры съедобных и несъедобных грибов, ядовитых ягод своего края.

 Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;

- выполнение изученных правил охраны и укрепления здоровья;

- выполнение правил поведения в природе и участие в её охране.

 3.Тема: «Природа и её сезонные изменения» (39 часов)

                                                                 Обобщенные требования к ЗУН по теме

В результате изучения темы обучающийся должен:

знать/понимать:

- название каждого времени года и их последовательность;

- основные признаки времён года;

- правила безопасности на воде в летнее время и на льду в зимнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время.

уметь:

- проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой и неживой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях;

- приводить примеры хвойных, лиственных деревьев, кустарников и травянистых растений своего края;

- приводить примеры съедобных грибов своего края;

- приводить примеры ядовитых ягод своего края.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;

- установления связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе;

- выполнение правил поведения в природе и участие в её охране.

 4.Тема: «Наша родина – Россия» (9 часов).

                                                                          Обобщенные требования к ЗУН по теме

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать:

- название своего государства (Россия),его столицы (Москва),главной площади столицы (Красная площадь),главной исторической достопримечательности столицы (Кремль),исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня);

- государственную символику России;

 уметь:

- ориентироваться в основных достопримечательностях своего края;

- называть столицу России (Москву),главную площадь столицы (Красную площадь),главную историческую достопримечательность столицы (Кремль),историческую достопримечательность Кремля (Спасскую башню);

 Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;

                                 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

К концу первого года обучения обучающиеся должны знать/понимать:

  • название своего поселка (города), название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;
  • названия: своего государства (Россия), его столицы (Москва), главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня);
  • государственную символику России;
  • первый куплет и припев гимна России;
  • виды городского транспорта (электричка, трамвай, троллейбус, автобус);
  • правила поведения в городе во время экскурсии;
  • что такое природа, природа живая и неживая (на уровне различения объектов);
  • названия органов чувств и их функции;
  • название органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена);
  • основные признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение;
  • название и внешние отличительные признаки 8-10 растений; 8-10 животных (на уровне рода);
  • название каждого времени года и их последовательность;
  • основные признаки времен года;
  • правила безопасности на воде в летнее время и на льду в зимнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время.

 

 

  Уметь:

  • соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий;
  • проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях;
  • различать объекты природы и изделия человека;
  • различать объекты живой и неживой природы;
  • различать части растений, отображать их в рисунке;
  • приводить примеры домашних и диких животных (не менее пяти);
  • приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида;
  • приводить примеры хвойных и лиственных деревьев своего края;
  • приводить примеры кустарников и травянистых растений своего края;
  • приводить примеры съедобных грибов своего края;
  • ориентироваться в основных достопримечательностях своего края;
  • называть столицу России (Москва), главную площадь столицы (Красная площадь), главную достопримечательность столицы (Кремль), историческую достопримечательность Кремля (Спасская башня).

   Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улице, в быту;
  • написания на конверте своего адреса;
  • выполнения правил поведения в природе и участие в ее

 РАЗВЕРНУТЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.

 

п/п

Наиме 

нование раздела программы

Тема урока

Кол-во ча

сов

Тип урока

Элементы содержаниия

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Дата

Примечание

1

НАБ

ЛЮДЕНИЕ КАК СПО

СОБ ПОЛУ

ЧЕНИЯ ОТВЕ

ТОВ НА ВОПРОСЫ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ НАС МИРЕ (8ч)

Где живет семья Ивановых

(с.3-5)

1

Изучение нового

Населенный пункт, в котором живет ребенок: его адрес, выжнейшие предприятия, учреждения культуры, быта, их назна

чение, достопримечатель

ности. Семья. Дорога от дома до школы

Знать адрес: название своего поселка (города), название своей улицы, номер своего дома, адрес школы.

Уметь описывать дорогу от дома до школы

Фрон-тальная беседа

 

 

2

Где живет семья Ивановых

(с.3-5)

1

Урок-

игра

Текущий

 

 

3

Мы познаем мир

(с.6-7)

1

Изучение нового

Что такое окружающий мир. Как человек познает природу. Правила пове-дения в природе. Озна-комление с признаком предмета (цвет, форма, размер)

Знать правила поведения в природе.

Уметь определять признаки различных объектов природы; проводить простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях

Практи-ческая работа

 

 

4

Мы познаем мир

(с.6-7)

1

Комбини

рованный

Наблюдение в природе, сравнение свойств наблю

даемых объектов. Опыты с природными объектами

Текущий.

 

 

5

Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств

(с.8-9)

1

Практи-кум

Что такое окружающий мир. Природа как важнейшее условие жизни человека. Органы чувств: нос, глаза, уши, кожа

Знать название органов чувств и их функции.

Уметь изучать окру-жающий мир с помощью органов чувств; определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

Текущий. Индиви-дуальный опрос

 

 

6

 

Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств

(с.8-9)

1

Комбини рованный

Способы   познания окружающего мира: наблю-дение, опыт

выполнять простейшие опыты и обобщать результаты, делать выводы.

Текущий.

 

 

7

Что нас окружает

(с.10-11)

1

Изучение нового

Как человек познает при роду. Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов живой и нежи вой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Признаки живой природы.

Уметь различать объекты живой и неживой природы; выделять из объектов неживой природы изделия человека.

Иметь представление о животных

Текущий. Индивиду-альный опрос

 

 

8

Что нас окружает

(с.10-11)

1

Комбини рованный

Текущий.

 

 

9

ЖИВАЯ ПРИРОДА (10ч)

Животные- часть природы

(с.12-13)

1

Комбини рованный

Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения. Отличительные признаки животных

Знать признаки живых организмов; отличи-тельные признаки зверей.

Уметь приводить приме ры животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида

Текущий.

 

 

10

Дикие и домашние животные

(с.14-15

1

Урок- путешес-твие

Отличительные признаки диких и домашних животных

Знать название и внешние отличительные признаки 8-10 животных.

Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных, приводить примеры домашних и диких животных

Текущий. Индивиду-альный опрос

 

 

 

11

ЖИ

ВАЯ ПРИ

РОДА (10ч)

Дикие и домашние животные

(с.14-15

1

Комбини

рованный

Отличительные признаки диких и домашних животных

Знать название и внешние отличительные признаки 8-10 животных.

Уметь раскрывать осо бенности внешнего вида и жизни животных, при водить примеры домаш них и диких животных

Текущий.

 

 

12

Насекомые- часть природы

(с16-17)

1

Изучение нового

Ознакомление с отличительными признаками насекомых

Знать отличительные признаки насекомых.

Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни насекомых; называть насекомых родного края.

Прове-рочная работа

 

 

13

Насекомые- часть природы

(с16-17)

1

Комбини

рованный

Текущий. Индивиду-альный опрос

 

 

14

Растения- часть живой природы

(с18-19)

1

Изучение нового

Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни. Части растения

Знать общие признаки для всех растений; название органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена); названия и внешние отличительные признаки 8-10 растений (на уровне рода).

Уметь различать части растений, отображать их в рисунке.

Текущий. Индивиду-альный опрос

 

 

15

Растения- часть живой природы

(с18-19)

1

Комбини рованный

 

Текущий.

 

 

16

Что общего у трав, кустарников и деревьев

(с.20-21)

1

Комбини

рованный

Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных признаков

Текущий. Индивиду-альный опрос

 

 

 

 

 

 

 

17

ЖИ

ВАЯ ПРИ

РОДА (10ч)

Как растения расселяются на новые места

(с.22-23)

1

Изучение нового

Особенности распространения плодов и семян. Отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком

Знать способы распространения семян.

Уметь анализировать строение семени и делать выводы о способах распространения каждого растения

Текущий.

 

 

18

Как растения расселяются на новые места

(с.22-23)

1

Комбини

рованный

Текущий. Индивиду-альный опрос

 

 

19

ПРИРОДА И ЕЕ СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ (38ч)

Природа и её сезонные изменения

(с.24-25)

1

Изучение нового

Явления природы(общее представление о 3-4 явлениях). Времена года, их особенности

Знать основные признаки времен года, название каж-дого времени года и их последовательность; пра-вила безопасности на воде в летнее время и на льду в зимнее время, правила безо-пасности при катании с гор в зимнее время.

Иметь представление о сезонных изменениях в природе

Тест

(9 минут)

 

 

20

Жизнь растений осенью (с.26-27)

1

Изучение нового

Изменения в жизни растений осенью. Признаки осени. Правила поведения во время экскурсии

Знать изменения в жизни растений осенью, разнообразие форм, окраски листьев растений в осенний период.

Уметь анализировать изменения природы осенью

Текущий.

 

 

21

Жизнь растений осенью (с.26-27)

1

Урок- экскурсия

Текущий.

 

 

22

Труд людей осенью.

(с.28-29)

1

Урок-

Практи-кум

Особенности времен года (на основе наблюдений). Признаки овощей и фруктов. Техника безопасности (ТБ) при работе в саду

Знать о труде людей осе-нью в саду, огороде, поле.

Уметь различать овощи и фрукты; выполнять работу в огороде осенью

 

 

 

23

ПРИРОДА И ЕЕ СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ (38ч)

Как животные готовятся к зиме

(с.30-31)

 

1

Изучение нового

Признаки зимы (на основе наблюдений). Подготовка животных к зиме

Знать особенности жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду.

Уметь анализировать изменения природы зимой

Текущий. Индивиду-альный опрос

 

 

24

Как животные готовятся к зиме

(с.30-31

1

Комбини

рованный

Перелетные и зимующие птицы

Текущий.

 

 

25

Пришла зима

(с.32-33)

1

Экскурсия (заочная)

Времена года. Изменение в природе с приходом зимы (на основе наблюдений)

Знать основные призна

ки времен года, название каждого времени года и их последовательность; правила безопаности на льду в зимнее время, пра вила безопасности при катании с гор в зимнее время

Текущий. Индивиду-альный опрос

 

 

26

Пришла зима

(с.32-33)

1

Комбини

рованный

ТБ во время зимних игр

Текущий.

 

 

27

Снежные загадки

(с.34-35)

1

Комбини

рованный

Твердые, жидкие, газо-образные вещества; легко определяемые свойства вещества (на примере воды)

Разные состояния воды. Вода в природе

Знать правила наблюде ния и проведения опытов.

Уметь обобщать жизненные наблюдения об изменениях в окружающей природе с приходом зимы. Иметь элементарное представ-ление об образовании снежинок

Наблюде-ние

 

 

28

Жизнь лесных зверей зимой

(с.36-37)

1

Изучение нового

Жизнь лесных зверей и помощь птицам в зимнее время. Признаки сходства млекопитающих животных: зверей

Знать о зимовке животных; о работе лесника зимой.

Уметь оказывать помощь животным зимой.

Текущий.

 

 

 

29

ПРИ

РОДА И ЕЕ СЕ

ЗОННЫЕ ИЗ

МЕ

НЕ

НИЯ (38ч)

Жизнь лесных зверей зимой

(с.36-37)

1

Комбини

рованный

 

Знать о зимовке животных

Текущий. Индивиду-альный опрос

 

 

30

Как помочь птицам зимой

(с.38-39)

1

Изучение нового

Особенности времен года (на основе наблюдений). Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери). Жизнь лесных зверей и помощь птицам в зимнее время

Знать признаки по которым из всех животных выделяется особая группа- группа птиц; виды зимующих птиц

Текущий.

 

 

31

Как помочь птицам зимой

(с.38-39)

1

Комбини

рованный

Понимание связи неживой и живой природы. Охрана природных богатств.

Уметь оказывать помощь зимующим птицам; обобщать жизненные наблюдения

Текущий. Индивиду-альный опрос

 

 

32

Есть ли жизнь в воде подо льдом?

(с.40-41)

1

Изучение нового

Разные состояния воды. Правила безопасного поведения у водоемов

Знать признаки рыб; о жизни некоторых животных и растений подо льдом

Текущий. Индивиду-альный опрос

 

 

33

Как зимуют травы, кустарники и деревья (с.42-43)

1

Комбини

рованный

Особенности жизни травянистых растений в зимний период

Знать о жизни деревьев и кустарников в зимний период, делать выводы из наблюдений.

Иметь представления о внутреннем строении почки

 

Текущий.

 

 

34

Учимся различать деревья и кустарники зимой

1

Изучение нового

Культура поведения в природе

Знать отличия деревьев и кустарников зимой.

Уметь определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам

Текущий. Индивиду-альный опрос

 

 

 

35

ПРИ

РОДА И ЕЕ СЕ

ЗОННЫЕ ИЗ

МЕ

НЕ

НИЯ (38ч)

Учимся различать деревья и кустарники

1

Урок- экскурсия

Правила поведения во время экскурсии

Знать названия кустарников и деревьев родного края.

Уметь определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам

Текущий.

 

 

36

Труд людей зимой

1

Комбини

рованный

Особенности времен года (на основе наблюдений)

Знать особенности труда людей весной.

Уметь обобщать жизненные наблюдения за трудом людей зимой

Текущий. Индивиду-альный опрос

 

 

37

Пришла весна

1

Экскурсия

Явления природы. Весенние изменения в природе

Знать правила поведения на экскурсии; названия животных и растений родного края;

Уметь анализировать на блюдения за изменения ми, происходящими в природе с приходом весны

Текущий.

 

 

38

Пришла… Продолжение »



Яндекс цитирования