ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312); Федерального компонента государственных образовательных стандартов по предметам БУПа 2004 года (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089), примерных программ начального общего образования (письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г.) и авторской программы «Окружающий мир» Федотовой О.Н., Трафимовой Г.В., Трафимова С.А. (образовательная программа «Перспективная начальная школа»). Курс рассчитан на 66 часов (2 часа в неделю). Внутри курса 8 часов отведено на ПУПАВ по РБУП. Программа обеспечивается:
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник. 2007.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Наш мир в вопросах и заданиях: Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник. 2007.
v Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Давай знакомиться, Мир. Хрестоматия. – М: Академкнига/ Учебник 2007.
v Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник 2007.
В единый курс «Окружающий мир» интегрированы такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого интегрированного курса состоит в формировании у школьника целостной картины окружающей природной и социальной среды и его места в этой среде как личности. Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Это прежде всего:
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта – опыта сельской жизни, с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;
- последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений: работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
- изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;
- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
- охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.
Программа первых лет обучения построена таким образом, что знания второго года обучения базируются на основе ранее полученных знаний, дополняя и углубляя их.
В 1-м классе выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой (природа, неживая природа, живая природа, растения, животные и др.). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности. В качестве другой содержательной линии курса выделено ознакомление с изменениями природы, начиная с природы России и заканчивая природой края, где живут учащиеся.
В связи с тем, что ребенок еще до школы знаком с сезонной цикличностью жизни природы, сезонные изменения являются сквозной линией первых двух лет обучения. Изучение учебного материала по каждому времени года идет по единому плану: неживая природа – растения – животные (насекомые, рыбы, птицы, звери) – труд человека – образцы поведения в природе.
Приоритетными задачами курса 1-го класса является формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира, систематизация и расширение представлений детей об объектах природы, развитие интереса к познанию. Основной способ познания первого года обучения – наблюдение и проведение опытов, рассчитанных на все органы чувств.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире. | 8 |
2 | Живая природа | 10 |
3 | Природа и её сезонные изменения | 39 |
4 | Наша родина – Россия | 9 |
Итого | 66 |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Тема: «Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире». (8 часов)
Обобщенные требования к ЗУН по теме
В результате изучения темы обучающийся должен:
знать/понимать:
- название своего города, название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;
- виды городского транспорта (электричка, автобус, троллейбус);
- правила поведения в городе во время экскурсии;
- что такое природа, природа живая и неживая (на уровне различения объектов);
- название органов чувств и их функции;
уметь:
-соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий;
- проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях;
- различать объекты природы и изделия человека;
-различать объекты живой и неживой природы.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
- выполнение изученных правил безопасного поведения на улице, в быту;
- написание на конверте своего адреса.
2.Тема: «Живая природа» (10 часов)
Обобщенные требования к ЗУН по теме
В результате изучения темы обучающийся должен:
знать/понимать:
- что такое природа, природа живая и неживая;
- название органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена);
- основные признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение;
- название и внешние отличительные признаки 8-10 растений;8-10 животных (на уровне рода).
уметь:
- различать объекты живой и неживой природы;
- различать части растений и отображать их в рисунке;
- приводить примеры домашних и диких животных (не менее 5);
приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей) раскрывать особенности их внешнего вида;
- приводить примеры хвойных и лиственных деревьев своего края;
- приводить примеры кустарников и травянистых растений своего края;
- приводить примеры съедобных и несъедобных грибов, ядовитых ягод своего края.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
- выполнение изученных правил охраны и укрепления здоровья;
- выполнение правил поведения в природе и участие в её охране.
3.Тема: «Природа и её сезонные изменения» (39 часов)
Обобщенные требования к ЗУН по теме
В результате изучения темы обучающийся должен:
знать/понимать:
- название каждого времени года и их последовательность;
- основные признаки времён года;
- правила безопасности на воде в летнее время и на льду в зимнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время.
уметь:
- проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой и неживой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях;
- приводить примеры хвойных, лиственных деревьев, кустарников и травянистых растений своего края;
- приводить примеры съедобных грибов своего края;
- приводить примеры ядовитых ягод своего края.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
- установления связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе;
- выполнение правил поведения в природе и участие в её охране.
4.Тема: «Наша родина – Россия» (9 часов).
Обобщенные требования к ЗУН по теме
В результате изучения темы обучающийся должен
знать/понимать:
- название своего государства (Россия),его столицы (Москва),главной площади столицы (Красная площадь),главной исторической достопримечательности столицы (Кремль),исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня);
- государственную символику России;
уметь:
- ориентироваться в основных достопримечательностях своего края;
- называть столицу России (Москву),главную площадь столицы (Красную площадь),главную историческую достопримечательность столицы (Кремль),историческую достопримечательность Кремля (Спасскую башню);
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
К концу первого года обучения обучающиеся должны знать/понимать:
- название своего поселка (города), название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;
- названия: своего государства (Россия), его столицы (Москва), главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня);
- государственную символику России;
- первый куплет и припев гимна России;
- виды городского транспорта (электричка, трамвай, троллейбус, автобус);
- правила поведения в городе во время экскурсии;
- что такое природа, природа живая и неживая (на уровне различения объектов);
- названия органов чувств и их функции;
- название органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена);
- основные признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение;
- название и внешние отличительные признаки 8-10 растений; 8-10 животных (на уровне рода);
- название каждого времени года и их последовательность;
- основные признаки времен года;
- правила безопасности на воде в летнее время и на льду в зимнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время.
Уметь:
- соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий;
- проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях;
- различать объекты природы и изделия человека;
- различать объекты живой и неживой природы;
- различать части растений, отображать их в рисунке;
- приводить примеры домашних и диких животных (не менее пяти);
- приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида;
- приводить примеры хвойных и лиственных деревьев своего края;
- приводить примеры кустарников и травянистых растений своего края;
- приводить примеры съедобных грибов своего края;
- ориентироваться в основных достопримечательностях своего края;
- называть столицу России (Москва), главную площадь столицы (Красная площадь), главную достопримечательность столицы (Кремль), историческую достопримечательность Кремля (Спасская башня).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улице, в быту;
- написания на конверте своего адреса;
- выполнения правил поведения в природе и участие в ее
РАЗВЕРНУТЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.
№ п/п | Наиме нование раздела программы | Тема урока | Кол-во ча сов | Тип урока | Элементы содержаниия | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Дата | Примечание |
1 | НАБ ЛЮДЕНИЕ КАК СПО СОБ ПОЛУ ЧЕНИЯ ОТВЕ ТОВ НА ВОПРОСЫ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ НАС МИРЕ (8ч) | Где живет семья Ивановых (с.3-5) | 1 | Изучение нового | Населенный пункт, в котором живет ребенок: его адрес, выжнейшие предприятия, учреждения культуры, быта, их назна чение, достопримечатель ности. Семья. Дорога от дома до школы | Знать адрес: название своего поселка (города), название своей улицы, номер своего дома, адрес школы. Уметь описывать дорогу от дома до школы | Фрон-тальная беседа |
|
|
2 | Где живет семья Ивановых (с.3-5) | 1 | Урок- игра | Текущий |
|
| |||
3 | Мы познаем мир (с.6-7) | 1 | Изучение нового | Что такое окружающий мир. Как человек познает природу. Правила пове-дения в природе. Озна-комление с признаком предмета (цвет, форма, размер) | Знать правила поведения в природе. Уметь определять признаки различных объектов природы; проводить простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях | Практи-ческая работа |
|
| |
4 | Мы познаем мир (с.6-7) | 1 | Комбини рованный | Наблюдение в природе, сравнение свойств наблю даемых объектов. Опыты с природными объектами | Текущий. |
|
| ||
5 | Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств (с.8-9) | 1 | Практи-кум | Что такое окружающий мир. Природа как важнейшее условие жизни человека. Органы чувств: нос, глаза, уши, кожа | Знать название органов чувств и их функции. Уметь изучать окру-жающий мир с помощью органов чувств; определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); | Текущий. Индиви-дуальный опрос |
|
| |
6 |
| Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств (с.8-9) | 1 | Комбини рованный | Способы познания окружающего мира: наблю-дение, опыт | выполнять простейшие опыты и обобщать результаты, делать выводы. | Текущий. |
|
|
7 | Что нас окружает (с.10-11) | 1 | Изучение нового | Как человек познает при роду. Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов живой и нежи вой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Признаки живой природы. | Уметь различать объекты живой и неживой природы; выделять из объектов неживой природы изделия человека. Иметь представление о животных | Текущий. Индивиду-альный опрос |
|
| |
8 | Что нас окружает (с.10-11) | 1 | Комбини рованный | Текущий. |
|
| |||
9 | ЖИВАЯ ПРИРОДА (10ч) | Животные- часть природы (с.12-13) | 1 | Комбини рованный | Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения. Отличительные признаки животных | Знать признаки живых организмов; отличи-тельные признаки зверей. Уметь приводить приме ры животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида | Текущий. |
|
|
10 | Дикие и домашние животные (с.14-15 | 1 | Урок- путешес-твие | Отличительные признаки диких и домашних животных | Знать название и внешние отличительные признаки 8-10 животных. Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных, приводить примеры домашних и диких животных | Текущий. Индивиду-альный опрос |
|
|
11 | ЖИ ВАЯ ПРИ РОДА (10ч) | Дикие и домашние животные (с.14-15 | 1 | Комбини рованный | Отличительные признаки диких и домашних животных | Знать название и внешние отличительные признаки 8-10 животных. Уметь раскрывать осо бенности внешнего вида и жизни животных, при водить примеры домаш них и диких животных | Текущий. |
|
|
12 | Насекомые- часть природы (с16-17) | 1 | Изучение нового | Ознакомление с отличительными признаками насекомых | Знать отличительные признаки насекомых. Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни насекомых; называть насекомых родного края. | Прове-рочная работа |
|
| |
13 | Насекомые- часть природы (с16-17) | 1 | Комбини рованный | Текущий. Индивиду-альный опрос |
|
| |||
14 | Растения- часть живой природы (с18-19) | 1 | Изучение нового | Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни. Части растения | Знать общие признаки для всех растений; название органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена); названия и внешние отличительные признаки 8-10 растений (на уровне рода). Уметь различать части растений, отображать их в рисунке. | Текущий. Индивиду-альный опрос |
|
| |
15 | Растения- часть живой природы (с18-19) | 1 | Комбини рованный |
| Текущий. |
|
| ||
16 | Что общего у трав, кустарников и деревьев (с.20-21) | 1 | Комбини рованный | Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных признаков | Текущий. Индивиду-альный опрос |
|
|
17 | ЖИ ВАЯ ПРИ РОДА (10ч) | Как растения расселяются на новые места (с.22-23) | 1 | Изучение нового | Особенности распространения плодов и семян. Отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком | Знать способы распространения семян. Уметь анализировать строение семени и делать выводы о способах распространения каждого растения | Текущий. |
|
|
18 | Как растения расселяются на новые места (с.22-23) | 1 | Комбини рованный | Текущий. Индивиду-альный опрос |
|
| |||
19 | ПРИРОДА И ЕЕ СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ (38ч) | Природа и её сезонные изменения (с.24-25) | 1 | Изучение нового | Явления природы(общее представление о 3-4 явлениях). Времена года, их особенности | Знать основные признаки времен года, название каж-дого времени года и их последовательность; пра-вила безопасности на воде в летнее время и на льду в зимнее время, правила безо-пасности при катании с гор в зимнее время. Иметь представление о сезонных изменениях в природе | Тест (9 минут) |
|
|
20 | Жизнь растений осенью (с.26-27) | 1 | Изучение нового | Изменения в жизни растений осенью. Признаки осени. Правила поведения во время экскурсии | Знать изменения в жизни растений осенью, разнообразие форм, окраски листьев растений в осенний период. Уметь анализировать изменения природы осенью | Текущий. |
|
| |
21 | Жизнь растений осенью (с.26-27) | 1 | Урок- экскурсия | Текущий. |
|
| |||
22 | Труд людей осенью. (с.28-29) | 1 | Урок- Практи-кум | Особенности времен года (на основе наблюдений). Признаки овощей и фруктов. Техника безопасности (ТБ) при работе в саду | Знать о труде людей осе-нью в саду, огороде, поле. Уметь различать овощи и фрукты; выполнять работу в огороде осенью |
|
|
| |
23 | ПРИРОДА И ЕЕ СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ (38ч) | Как животные готовятся к зиме (с.30-31)
| 1 | Изучение нового | Признаки зимы (на основе наблюдений). Подготовка животных к зиме | Знать особенности жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду. Уметь анализировать изменения природы зимой | Текущий. Индивиду-альный опрос |
|
|
24 | Как животные готовятся к зиме (с.30-31 | 1 | Комбини рованный | Перелетные и зимующие птицы | Текущий. |
|
| ||
25 | Пришла зима (с.32-33) | 1 | Экскурсия (заочная) | Времена года. Изменение в природе с приходом зимы (на основе наблюдений) | Знать основные призна ки времен года, название каждого времени года и их последовательность; правила безопаности на льду в зимнее время, пра вила безопасности при катании с гор в зимнее время | Текущий. Индивиду-альный опрос |
|
| |
26 | Пришла зима (с.32-33) | 1 | Комбини рованный | ТБ во время зимних игр | Текущий. |
|
| ||
27 | Снежные загадки (с.34-35) | 1 | Комбини рованный | Твердые, жидкие, газо-образные вещества; легко определяемые свойства вещества (на примере воды) Разные состояния воды. Вода в природе | Знать правила наблюде ния и проведения опытов. Уметь обобщать жизненные наблюдения об изменениях в окружающей природе с приходом зимы. Иметь элементарное представ-ление об образовании снежинок | Наблюде-ние |
|
| |
28 | Жизнь лесных зверей зимой (с.36-37) | 1 | Изучение нового | Жизнь лесных зверей и помощь птицам в зимнее время. Признаки сходства млекопитающих животных: зверей | Знать о зимовке животных; о работе лесника зимой. Уметь оказывать помощь животным зимой. | Текущий. |
|
|
29 | ПРИ РОДА И ЕЕ СЕ ЗОННЫЕ ИЗ МЕ НЕ НИЯ (38ч) | Жизнь лесных зверей зимой (с.36-37) | 1 | Комбини рованный |
| Знать о зимовке животных | Текущий. Индивиду-альный опрос |
|
|
30 | Как помочь птицам зимой (с.38-39) | 1 | Изучение нового | Особенности времен года (на основе наблюдений). Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери). Жизнь лесных зверей и помощь птицам в зимнее время | Знать признаки по которым из всех животных выделяется особая группа- группа птиц; виды зимующих птиц | Текущий. |
|
| |
31 | Как помочь птицам зимой (с.38-39) | 1 | Комбини рованный | Понимание связи неживой и живой природы. Охрана природных богатств. | Уметь оказывать помощь зимующим птицам; обобщать жизненные наблюдения | Текущий. Индивиду-альный опрос |
|
| |
32 | Есть ли жизнь в воде подо льдом? (с.40-41) | 1 | Изучение нового | Разные состояния воды. Правила безопасного поведения у водоемов | Знать признаки рыб; о жизни некоторых животных и растений подо льдом | Текущий. Индивиду-альный опрос |
|
| |
33 | Как зимуют травы, кустарники и деревья (с.42-43) | 1 | Комбини рованный | Особенности жизни травянистых растений в зимний период | Знать о жизни деревьев и кустарников в зимний период, делать выводы из наблюдений. Иметь представления о внутреннем строении почки
| Текущий. |
|
| |
34 | Учимся различать деревья и кустарники зимой | 1 | Изучение нового | Культура поведения в природе | Знать отличия деревьев и кустарников зимой. Уметь определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам | Текущий. Индивиду-альный опрос |
|
|
35 | ПРИ РОДА И ЕЕ СЕ ЗОННЫЕ ИЗ МЕ НЕ НИЯ (38ч) | Учимся различать деревья и кустарники | 1 | Урок- экскурсия | Правила поведения во время экскурсии | Знать названия кустарников и деревьев родного края. Уметь определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам | Текущий. |
|
|
36 | Труд людей зимой | 1 | Комбини рованный | Особенности времен года (на основе наблюдений) | Знать особенности труда людей весной. Уметь обобщать жизненные наблюдения за трудом людей зимой | Текущий. Индивиду-альный опрос |
|
| |
37 | Пришла весна | 1 | Экскурсия | Явления природы. Весенние изменения в природе | Знать правила поведения на экскурсии; названия животных и растений родного края; Уметь анализировать на блюдения за изменения ми, происходящими в природе с приходом весны | Текущий. |
|
| |
38 | Пришла… Продолжение » |