Психологи о младшем школьнике
Младший школьный возраст (от 7 до 10—11 лет) соответствует годам обучения в начальных классах. Дошкольное детство кончилось. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически подготовлен к обучению, к новому важному периоду своей жизни, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа.
Ребенок психологически готов к школьному обучению прежде всего объективно, т. е. он обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития. Общеизвестна острота и свежесть его восприятия, любознательность, яркость воображения. Внимание его уже относительно длительно и устойчиво, и это отчетливо проявляется в играх, в занятиях рисованием, лепкой, элементарным конструированием.. Память ребенка также достаточно развита — легко и прочно запоминает он то, что его особенно поражает, что непосредственно связано с его интересами. Относительно хорошо развита у семилетнего ребенка наглядно-образная память, и имеются уже все предпосылки для развития словесно-логической памяти. Повышается эффективность осмысленного запоминания: экспериментально доказано, что семилетние дети значительно лучше (быстрее и прочнее) запоминают не бессмысленные для них, а понятные им слова.
Речь ребенка ко времени поступления в школу уже довольно развита. Она в известной степени грамматически правильна, выразительна. Словарь семилетнего ребенка также достаточно богат, с довольно высоким удельным весом отвлеченных понятий. Ребенок может в достаточно широких пределах понимать услышанное, связно излагать свои мысли, способен к элементарным умственным операциям — сравнению, обобщению, пробует делать выводы (разумеется, далеко не всегда правомерные). Исследования специалистов показали, что организованное обучение настолько развивает мышление детей от 6 до 7 лет, что они способны, например, измерять твердые, жидкие и сыпучие тела с помощью условных мерок, делить целое на части, производить элементарное оперирование наглядно представленными множествами, решать и составлять простейшие примеры и задачи.
Как видим, возможности детей ко времени поступления в школу достаточно велики, чтобы начинать их систематическое обучение. Формируются и элементарные личностные проявления: дети ко времени поступления в школу уже обладают известной настойчивостью, могут ставить перед собой более отдаленные цели и достигать их (хотя чаще не доводят дела до конца), делают первые попытки оценивать поступки с позиций их общественной значимости, им свойственны первые проявления чувства долга и ответственности. Семилетний ребенок уже имеет опыт (пусть небольшой) управления своими чувствами, опыт самооценки своих отдельных действий и поступков («Я плохо поступил»; «Это я не так сделал»; «Вот теперь у меня получилось лучше»). Все это является важным условием готовности к школьному обучению.
Говоря о достаточном уровне психического развития семилетнего ребенка, мы оцениваем этот уровень с точки зрения возможности начинать школьное обучение, т. е. это какой-то минимальный уровень психического развития, который является необходимой предпосылкой начала систематического, планомерного и целенаправленного обучения.
Все сказанное касалось объективной психологической готовности ребенка к школьному обучению. Но следует подчеркнуть и другую сторону — субъективную психологическую готовность. Семилетнему ребенку, как правило, свойственны желание и стремление учиться в школе, своеобразная готовность к новым формам взаимоотношения со взрослыми. Сомнений в том, нужно ли учиться, у него нет. Он понимает и охотно признает за определенной категорией взрослых (учителей) их особые учебно-воспитательные функции и готов усердно выполнять все их предписания. Разумеется, и здесь очень велики индивидуальные различия. Одни дети так и рвутся в школу, считают дни до начала занятий. Другие идут в школу охотно, но сдержанно и настороженно. Бывают и такие, которые заявляют категорически: «Нет, мама, не уговаривай! В школу я не пойду! До самой пенсии останусь в детском саду!» Последнее объясняется не только приятными переживаниями, связанными с пребыванием в привычном детском коллективе, но и опасениями, которые вызваны непродуманными угрозами и предупреждениями старших («Вот погоди — пойдешь в школу, там за тебя возьмутся!»; «Там ты еще наплачешься!»).
Немалое значение имеет и «передача опыта» от более старших к младшим (как известно, первоклассники и второклассники иногда очень любят произвести впечатление на младших братьев и сестер рассказами о своем «нелегком житье» в школе), а также наглядные впечатления (вот отец буквально оттаскивает старшего братишку от телевизора и усаживает его, ревущего, учить уроки; а вот нетерпеливая мать раздраженно кричит и шлепает своего сына, который, с ее точки зрения, не хочет понять простых вещей.
В 7—11 лет ребенок физически развивается относительно спокойно и равномерно. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной емкости легких идет довольно равномерно и пропорционально. Костная система младшего школьника находится в стадии формирования: окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей не завершено, и в костной системе много хрящевой ткани. Это необходимо принимать во внимание и неустанно заботиться о правильной позе, осанке, походке учащихся. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны, особенно для первоклассников.
Хотя необходимо строго соблюдать режим учения и отдыха, не переутомлять младшего школьника, однако следует иметь в виду, что его физическое развитие, как правило, позволяет ему без перенапряжения и особого утомления заниматься 3—5 часов (3—4 урока в школе и выполнение домашних заданий). Работа по существующим программам не дает оснований тревожиться за состояние здоровья младшего школьника (разумеется, при правильной организации режима), говорить о его перегрузке и переутомлении. С поступлением ребенка в школу резко изменяется весь его уклад жизни, его социальное положение, положение в коллективе, семье. Основной его деятельностью отныне становится учение, важнейшей общественной обязанностью — обязанность учиться, приобретать знания. А учение — это серьезный труд, требующий известной организованности, дисциплины, немалых волевых усилий со стороны ребенка. Все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется. Школьник включается в новый коллектив, в котором будет жить, учиться, развиваться и взрослеть целых 10 лет. Классный коллектив — это не просто группа сверстников. Коллектив предполагает умение жить его интересами, подчинять свои личные желания общим устремлениям, предполагает взаимную требовательность, взаимопомощь, коллективную ответственность, высокий уровень организованности и дисциплины. Чтобы усвоить знания в начальной школе, младший школьник должен обладать сравнительно высоким уровнем развития наблюдательности, произвольного запоминания, организованного внимания, умением анализировать, обобщать, рассуждать. Требования эти нарастают и усложняются ежедневно.
Детская коммуникация
Как помочь ребенку “разговаривать”. Негативистическая демонстративность. Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка. Влияние конфликтов на развитие ребенка. Индивидуальное взаимодействие взрослого и ребенка. Коммуникативные факторы личностного развития ребенка. Контакты в ходе совместных действий.
Влияние конфликтов на развитие ребенка Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность. Часто источником конфликта становится внешний вид подростка.
Влияние семьи на становление личности Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.
Воспитание и потребность в эмоциональном контакте У человека как существа общественного имеется своеобразная форма ориентировки - направленность на психический облик другого человека.
Голосовые контакты с ребенком Если ребенку не представлен голосовой звук как носитель коммуникативной информации, он самостоятельно не открывает тех возможностей, которые скрыты в этом звуке для деятельности общения.
Дружелюбие без баловства Общество матери доставляет ребенку огромное удовольствие и приносит ему пользу, но в то же время ребенок должен научиться занимать себя сам.
Индивидуальное взаимодействие взрослого и ребенка С помощью нехитрых способов взрослый привлекает внимание ребенка к предмету, для чего показывает на предмет, проделывает с ним те или иные манипуляции, протягивает ребенку, сам погружается в рассматривание предмета и т. д.
Как помочь ребенку “разговаривать” Говорите ребенку, что вы делаете, когда ухаживаете за ним. Раздевая его, называйте одежду, которую вы с него сняли, части тела. Когда купаете его, говорите, что вы намыливаете его или какой предмет хотите взять. Когда кормите ребенка, расскажите ему, из чего приготовлено блюдо, что он получит еще.
Коммуникативные факторы личностного развития ребенка Эмоциональные контакты со взрослым могут оказывать стимулирующее влияние на становление вербальной функции благодаря тому, что вызывают у ребенка желание говорить, как говорит взрослый.
Контакты в ходе совместных действий Контакты в ходе совместных действий к началу этапа становления речи также составляют значительную часть социального опыта ребенка.
Личностная готовность к школьному обучению Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции»
Мотивы выбора друга у подростков Примерный список возможных мотивов дружбы с конкретными людьми у подростков.
Негативистическая демонстративность Демонстративность - особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя манерно.
Независимость ребенка Связь ребенка с его родителями внутренне конфликтна. Если дети, взрослея, все более приобретают желание отдаления этой связи, родители стараются как можно дольше ее удержать. Родители хотят уберечь молодежь перед жизненными опасностями, поделиться своим опытом, предостеречь, а молодые хотят приобрести свой собственный опыт, даже ценой потерь, хотят сами узнать мир.
Построение воспитывающего диалога Ребенок, даже в самом малом возрасте, должен становиться не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни, в известном смысле ее создателем и творцом.
Принятие родителями ребенка Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка - значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами.
Ребенок узнает вас В первые дни жизни ваш ребенок будет внимательно изучать любое лицо, любой предмет или даже рисунок, на котором изображено лицо. Правда, ребенок очень скоро начинает отличать настоящие лица от нарисованных.
Роль родителей в развитии ребенка Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле.
Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.
Эмоциональная связь матери и ребенка Качество эмоциональной связи, существующей между матерью и ребенком. Любовь, с которой она вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику плода.
Этика и этикет
Этика и мораль. Введение в этикет. Хорошие манеры.
Введение в этикет Хорошие манеры. Международный этикет. Понятие этикета. Вежливость. Тактичность и чуткость. Скромность. Некоторые рекомендации по соблюдению этикета в различных странах. Светский этикет. Виды профессиональной этики.
Хорошие манеры Манеры - способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми ,употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.
Этика и мораль Социальная природа морали. Доклассовая мораль. Мораль классового общества. Структура морали как единое целое индивидуального и социального. Классификация морали по сферам применения. Категории моральной деятельности, отношений и сознания как составляющие морали. Происхождение профессиональной этики. Медицинская этика
Мир детских снов
Сомнологи — специалисты, занимающиеся исследованием работы головного мозга, выделяют 4 стадии сна: фаза дремоты, фаза сонных «веретен», фаза глубокого и фаза быстрого сна.Каждый вечер, когда мы засыпаем, наше сознание как бы «выключается» на несколько часов. Мы перестаем видеть, слышать, что происходит вокруг. Состояния сна и бодрствования настолько различны между собой, что про каждого человека можно сказать, что он живет в двух мирах. Однако дети не отличают, сон от действительности, как взрослые, и порой сны тревожат их гораздо больше, чем нас.Сомнологи — специалисты, занимающиеся исследованием работы головного мозга, выделяют 4 стадии сна: фаза дремоты, фаза сонных «веретен», фаза глубокого и фаза быстрого сна. Все эти стадии могут повторяться за ночь до 5 раз. Современные исследования позволяют установить достаточно четкую связь между сновидениями и «быстрым» сном. И поскольку фаза быстрого сна у ребенка такая же, как и у взрослого, то, исходя из этого, можно предполагать, что детям тоже снятся сны. Другое дело, что ребенок в отличие от взрослого запоминает сон лишь в том случае, если пробуждается именно в эту фазу сна. В большинстве случаев дети забывают то, что им снилось. Бывают, правда, и очень яркие эмоциональные сны, которые ребенок может помнить в течение длительного времени, иногда даже в течение многих лет.
Сон для малыша — это столь же активное время препровождения, что и бодрствование. Во сне кроха продолжает мыслить, чувствовать, переживать. В отличие от бодрствования, когда маленький человечек встречается с тем, что его окружает, во сне он один на один с самим собой, то есть с тем, как он воспринимает мир вокруг, какие у него остаются впечатления от того, что он видел, слышал и наблюдал в течение дня.Детский сон является «показателем» внутренних переживаний, чувств, эмоций за период бодрствования. Поэтому от того, как малыш провел день, зависит его сон и в том числе характер сновидений. Кроме того, сны сильно связаны с общим состоянием ребенка. Они отражают не только психическое, но и состояние здоровья малыша. Сон чутко улавливает малейшее неблагополучие со стороны организма, и это находит отражение в сновидениях.
Ох уж эти ночные кошмарыБолее 4% детей, переживая ночной страх, просыпаются среди ночи и будят родителей громким плачем, а иной раз и душераздирающими криками. Приступы страха возникают на стадии медленного (очень глубокого) сна и длятся не более 5 минут. При этом глаза ребенка могут быть широко раскрыты, но взгляд будет невидящим, застывшим.При пробуждении малыш не помнит о случившемся. Когда родители подходят к нему, он продолжает плакать, не замечая их присутствия. Если мама или папа пытаются его утешить, он ведет себя странно, иной раз агрессивно, может даже отталкивать утешителей. Если заставить ребенка очнуться от крика, например, начать его трясти, он проснется и придет в смятение. Кроха может даже испугаться, так как не будет помнить, что только что плакал. А если заметит, что родители почему-то смотрят на него с ужасом, то может расплакаться еще больше. Как быть? По мнению сомнологов и невропатологов нужно постараться «убаюкать», «приголубить» малыша, просто нежно, но крепко прижать его к себе и успокоить, не вырывая его из царства сновидений.
Условно страхи можно разделить на природные и социальные. Природные страхи основаны на инстинкте самосохранения и включают в себя: страх смерти, чудовищ, призраков, животных, темноты, движущегося транспорта, высоты, глубины, воды, замкнутого пространства, пожара, крови, уколов, боли, врачей, неожиданных звуков. Социальные страхи — это обычные людские переживания: боязнь одиночества, наказания, каких-то людей, страх не успеть или опоздать куда-то или к кому-то, не справиться с чем-то, не совладать с чувствами, быть не собой.
У детей первых месяцев жизни повышенное беспокойство во время сна чаще всего возникает, когда не удовлетворяются их жизненно важные физиологические потребности: в пище, активности, освобождении кишечника, тепле, а также потребности в положительных эмоциях со стороны близких. Ближе к 7 месяцам становятся отчетливо выраженными переживания по поводу отсутствия матери. В 8-месячном возрасте у ребенка появляется боязнь чужих, незнакомых ему людей. К концу первого года жизни кроха становится особенно чувствительным к тревогам и конфликтам в кругу семьи. Безусловно, малыш не понимает, о чем, допустим, спорят мама и папа, но эмоционально он очень чутко воспринимает этот конфликт и всякий раз испытывает чувство беспокойства, когда неожиданно меняется поведение взрослых.Уже к 2 годам дети довольно четко различают симпатии родителей. Это возраст, когда плачут от обиды и вмешиваются в разговор взрослых, не в силах перенести отсутствие внимания, «прилипают» к родителям, следуют по пятам, не позволяя долго разговаривать с кем-либо. Налицо ревность — желание безраздельно обладать объектом любви и привязанности, в качестве которого в большинстве случаев выступает мать малыша. Беспокойство из-за неразделенности чувств в полной мере отражается во сне, наполняя его ужасами об исчезновении матери, угрожающими ситуациями, когда никто не спешит на помощь.
К трем годам появляются новые страхи и тревоги. Главным персонажем страшных сновидений в этом возрасте чаще всего оказываются всевозможные неприятные и плохие герои из фильмов, мультфильмов, прочитанных родителями книг. Всевозможные чудища в сновидениях малыша ассоциируются с физической болью, которая возникает при воображаемом укусе острыми зубами, клыками, щупальцами.Поэтому даже если ваш ребенок хохочет, тыкая пальчиком в монстров, бегающих по экрану, или просто играет неподалеку, не глядя в телевизор, лучше переключите канал.
Что интересно, существуют различия в снах детишек, которые воспитываются дома, и тех, кто посещает детские сады. Малыши, трудно адаптирующиеся к детскому саду, сильно переживают, испытывают серьезный стресс. Это, конечно, находит свое отражение в снах: они будут неприятными, более пугающими. Их содержание обычно связано с общением со сверстниками, воспитателями, тогда как сновидения «домашних» детей «посвящены» близким людям. У детей, живущих в отдельных квартирах, особенно у девочек, страхи во сне встречаются чаще, чем у детей из коммунальных квартир. Это легко объяснимо. Одно дело, когда в квартире «кроме тебя никого нет, и совсем другое — когда полно народу». В последнем случае малыш засыпает с легким сердцем, а особо храбрые с выключенным ночником Цветные детям снятся сны
Существует точка зрения, что все сны являются цветными. Другое дело, что дети в отличие от взрослых не помнят их разноцветность. Иногда они отмечают какой-то один цвет, например, удивительно синее море или ярко-красный цветок. Но в большинстве случаев цветовосприятие в сновидениях аналогично тому, что мы видим наяву.В то же время специалисты склонны считать, что яркость видимых цветов во сне зависит от степени эмоциональности. Поэтому более впечатлительным, творческим натурам, которыми и являются дети, снятся, как правило, более яркие сны.Яркость и образность снов связана еще с правым полушарием головного мозга, тогда как левое полушарие в большей степени отвечает за частоту сновидений. Интересно также, что у левшей (у них, как известно, доминирует правое полушарие) чаще возникают редкие феномены сна. Им могут в точности сниться события, виденные в период бодрствования, или «смешанные» (накладывающиеся), т.е. половина сна из реальности, половина фантастическая. И, что самое приятное, левши могут посмотреть «продолжение сновидения» при повторном засыпании, как бы вторую серию. С «обычными» детьми это происходит очень редко.
Как сделать сон ребенка лучше
Бодрствующий ребенок значительно активнее взрослого. Поэтому для малыша переход от бодрствования ко сну тяжелее. И именно родители должны помочь своему крохе сделать его более постепенным, плавным.Сон для маленького человека ассоциируется с одиночеством. Чтобы не чувствовать себя одиноко, ребенок хочет видеть перед сном родителей, хочет, чтобы они ему сказали что-нибудь приятное, ласковое, почитали, поцеловали. По этой же причине маленькие дети берут с собой в постель игрушку. Помогите ребенку найти и закрепить свой «ритуал» засыпания. Это может быть что угодно: умывание, ванна с травами, успокаивающая музыка, чтение, пение колыбельной, поцелуй. В разговоре очень мягко нужно напоминать ребенку о том, что уже пора спать.
В вечерние часы у малышей не должно быть интенсивной умственной и физической нагрузки. Не нужно перед сном перекармливать детей, давать им много жидкости. Постарайтесь избегать стрессовых ситуаций, неприятных разговоров, выяснений отношений. И главное, если вы все-таки поссорились — помиритесь. Ребенок не должен ложиться спать непрощеным. Кроме того, старайтесь соблюдать элементарные правила хорошего сна:
- l ложиться спать лучше в одно и то же время;
- 2 помещение должно быть хорошо проветрено, свет и телевизор выключены или приглушены;
- 3 постель, белье, пижама должны быть удобными.
- 4 Если нарушения сна вызваны заболеваниями, то их устраняют препаратами, стабилизирующими структуру сна.
- 5 Давать снотворные средства детям без консультации с врачом категорически запрещается
Снотворное серьезная вещь, оно:не вызывает «естественного» сна, нарушает чередование стадий;часто продолжает свое действие на следующий день и вызывает вялость, сонливость;может войти в привычку и после длительного применения сформировать лекарственную зависимость.
Наиболее распространенными и эффективными методами лечения нарушений сна детей является музыкотерапия. Лечебная музыка воздействует на активность головного мозга и улучшает процесс перехода ко сну. Помимо этого метода хорошо снимают расстройства сна: гипнотерапия, фитотерапия, физиотерапия, массаж.За окном темнеет? Малыш прикорнул после обеда? Самое время пожелать ему приятных сновидений.
Спи сладко, маленький человек!